ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

Учебный план педагога Абдурафиковой Н.Ю. с 13.04. по 30.04.2020

1(8) класс  

Задания по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Учебный предмет: Беседы об искусстве.

Тема: Искусство театра. История появления театра как самостоятельного вида искусства.

Время проведения: 16 апреля 2020 г.  14:50 – 15:20 ч.

 

Театр - зрелищный вид искусства, представляющий из себя единство таких видов искусства, как литература, музыка, хореография, вокал и изобразительное искусство. Особенности: отображение и оценка событий действительности, исторических событий, взаимоотношений, образов и характеров. Представление идей и морали зрителю здесь происходит через драматическое действие, которое производится людьми, именуемыми актерами.

Театр представлял собой коллективное творчество со времён своего возникновения. В наше время при постановке спектакля необходимо участие не только актеров и режиссеров, а также других театральных деятелей таких, как художник-декоратор, композитор, хореограф, костюмер, гримёр.

Развитие театра всегда было неразрывно связано с развитием общества, его материальным состоянием и культурой в целом. Значение театра в духовной жизни людей, его расцвет или упадок, основные направления, идеи и художественные тенденции всегда устанавливались в зависимости от особенностей общественного развития людей и общего положения страны. В разные эпохи театральное искусство преследовало разные цели: то развлекать, то воспитывать и призывать, то проповедовать. Эти цели легко достигались, ведь за счет свободы выражения мысли и слова, сила воздействия была велика, а возможности безграничны.

Зарождение театра произошло из древних ритуальных праздников, в эмблематической форме изображающих явления в природе или рабочие процессы. Но по мнению искусствоведов театр начался тогда, когда появился зритель, ведь он представляет из себя не только коллективное творчество и создание произведения, а также и коллективное восприятие и оценку. Своей главной цели театр достигает в том случае, если произведение было воспринято в обществе и получило его оценку.

В процессе своего развития театр потерял свое прежнее единство различных видов искусства и образовалось несколько основных направлений: драматический театр, оперный, театр балета и множество видов, включающих в себя промежуточные формы театрального искусства.


2(3) класс 

Задания по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области изобразительного искусства

Учебный предмет: Беседы об ИЗО

Тема: Библиотека.

Время проведения: 15 апреля  14:50 – 15:20 ч.

Библиотека, в переводе с греческого –«библио» - книга, «тека» - хранилище, то есть «хранилище книг». 

    О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации.

   Библиотека – это обыкновенное и в то же время удивительное место, потому что в этом помещении живут книги. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем её. Но вдумайтесь, ведь книга до недавнего времени была единственным средством передачи знаний от поколения к поколению. Как только люди изобрели письменность, появилась возможность собирать и накапливать знания.

  Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, откапывали в руинах погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. 

Как и во все времена она служит людям. Интересно, что уже первые библиотеки представляли собой не просто помещение, где хранили книги: это были настоящие библиотеки в полном смысле слова. Там имелись особые таблички, на которых записывали первые строки произведений, хранящихся в библиотеке, что помогало удобно группировать и затем отыскивать требуемый литературный источник.             

   Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

  В XIX веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царем Ашурбанипалом. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек, которые по указанию царя были взяты из храмов и из домов знатных и образованных ассирийцев. 

Таблички пролежали около двадцати лет в Британском музее в Лондоне. Когда ученым удалось расшифровать клинопись, стало ясно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги – начальные слова первой таблички, а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги – списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. Примечательно, что эта библиотека имела тематический каталог. Все её книги были распределены по темам: история, право, астрономия, математика, медицина, легенды и мифы. В каталоге отражалось название произведения.  А также комната и полка, где следовало искать нужную табличку. Там хранилось около 30 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Ниневийская библиотека - самая известная древняя библиотека.

  Древняя Греция, или Эллада, славилась своими учеными и философами, которые создавали школы и академии, при которых открывались библиотеки. Первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом в Гераклее. Самой большой частной библиотекой считалось собрание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков. После смерти ученого его библиотека стала частью Мусейона, Храма Муз. Во время раскопок в Гееркулануме была обнаружена библиотека поэта Филодема, которая насчитывала около 1860 свитков.

 

   Центром культуры Египта была Александрия, где правила династия Птолемеев. В начале третьего века до нашей эры Птолемей I задумал превратить Египет в центр культуры и искусств и основал знаменитый Мусейон (по примеру афинского). Это был огромный ансамбль: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк и прославленная библиотека папирусных свитков. Птолемей II расширил Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения.

   При Птолемее II – покровителе ученых и поэтов, Мусейон и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Сын Птолемея II, Птолемей III издал указ, по которому всякий прибывший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги. Их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. Фонд библиотеки составлял 700-800 тысяч текстов на многих языках.

  В 47 году до нашей эры часть библиотеки сгорела, другая была уничтожена во время столкновений язычников и христиан.

Современная Александрийская библиотека. Египет.

С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая была создана во втором веке до нашей эры и насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда. Её большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. История библиотеки завершилась в 43 году до нашей эры, когда Пергам стал провинцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку. 

   Сегодня Пергам находится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

    Первая римская публичная библиотека была создана по греческим образцам Сезонием Поллионом. Позднее в Римской империи возникли библиотеки, учреждённые императорами Августом, Тиберием, Траяном, византийскими правителями. Самые ранние христианские библиотеки возникли при больших епископальных церквях.

В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.

  

  Одной из самых загадочных библиотек является библиотека первого русского царя  Ивана Грозного (1530 – 1584). Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не даёт покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.

С тех самых времён, когда возникли первые библиотеки, их хранители были озабочены тем, чтобы книги не пропадали. Издавна этой цели служит книжный знак. В наше время он называется экслибрис.

Первой общедоступной библиотекой  в России стала Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Основана она в 1795 году. Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.

Крупнейшая в России, а по количеству хранимых материалов вторая в мире (после Библиотеки Конгресса США)- Российская государственная библиотека в Москве ( до 1992 года- Ленинская). Она содержит около 40 миллионов изданий.  В настоящее время всё более распространяются и входят в   фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы ,аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители.

 Библиотеки бывают: государственные, муниципальные, частные, учебные и научные.

 Библиотеки бывают специальные: исторические, медицинские, технические, педагогические, художественные, сельскохозяйственные и др.


6(8) класс 

Задания по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Учебный предмет: История искусств

Тема: Русское искусство первой половины 18 в.

Время проведения: 18 апреля 2020 г.  12:10 – 12:40 ч.

Русское Искусство 18-Го Века.

Петр Первый

На рубеже 17-18 веков в экономике и политике России произошли огромные преобразования, на долгие годы определившие дальнейшее развитие страны. Эти изменения связаны с именем Петра I. Царь Петр утверждал новые взгляды на способности и достоинства человека, неведомые в древние времена.

  Многое изменилось в быту. Образовательные поездки за границу, театральные представления, придворные балы, народные празднества, брадобритие, новые прически, замена мужских длинных одежд короткими кафтанами, женских душегреек — открытыми платьями, — все это вносило новые черты в старую, привычную жизнь.

  Восемнадцатый век называют веком Просвещения. В России это эпоха знаменитых философов, ученых, общественных деятелей: Вольтера, Ломоносова, Дидро. Бурное, насыщенное событиями время: восстание Пугачева, отзвуки Великой Французской революции.

  И самобытная культура России той эпохи тесно связана невидимыми нитями с культурой Франции. Передовая русская интеллигенция активно приобщается к европейской культуре. Все больше людей овладевают французским языком, появляются словари — и первый — русско-французский.

  Русские художники перенимают у иностранцев все лучшее, но порой и сами поражают своими достоинствами европейцев. Большое место занимает в культурной жизни России коллекционирование произведений изобразительного искусства.

  Потребность в новой архитектуре, неизвестных ранее типах домов, необходимость всемерного ускорения и технического усовершенствования строительства обусловили в начале XVIII века широкое привлечение иностранных специалистов, у которых можно было бы перенять современный художественный стиль. Тот архитектурный облик, который получил Санкт-Петербург к концу жизни Петра I, был создан в основном иноземными архитекторами. Здесь одновременно работали зодчие разных национальностей, носители традиций различных аспектов европейского архитектурного барокко: итальянцы Доменико Трезини, Николо Микетти, Гаэтано Кьявери; француз Жан-Батист Леблон, голландец Стефен ван Звитен, немцы Андреас Шлютер, Георг Иоганн Матарнови, Иоганн Фридрих Браунштеин, Теодор Швертфегер, Готфрид Иоганн Шедель. Они были обязаны не только строить, но и готовить русских архитекторов из учеников, работавших с ними в руководимых ими командах. В то же время искусство архитектуры постигали посланные за границу молодые петровские пенсионеры, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Иван Мордвинов, Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и др.

Характерными чертами архитектуры петровского времени были рациональность и простота, свойственные церквям и дворцам, общественным сооружениям и жилым зданиям. Регулярное и четкое ордерное построение здесь сочеталось с барочной пластичностью архитектурных деталей.

  Стиль барокко, придя в Россию, отринул прежнюю древнерусскую архитектуру в ее наиболее последовательных проявлениях. Вместе с тем новый художественный стиль все же с неизбежностью воспринял целых ряд присущих ей особенностей. Например, во многих произведениях русского зодчества   первой   трети    XVIII    века   петровское   барокко   роднит   с предыдущего    времени    архитектурой    неордерная    аппликативность    в трактовке декора, хотя формы убранства стали совершенно иными по своей природе. Здания петровского барокко имеют обычно сравнительно простые, четкие объемные решения. Фасады сооружений членятся пилястрами или лопатками, не дающими резких контрастных теней. Декоративная скульптура тесно связана с назначением здания, рассказывая о нем на языке подчас довольно сложных аллегорий. Фасады зданий нередко завершались волютообразными фронтонами. Покрытия домов носили обычно мансардовый характер и увенчивались скульптурной фигурой и обязательным шпилем. Наряду    с    массовым    типовым    строительством    создавалась    и представительная архитектура столичного города. С этой целью осуществлялась парадная застройка набережных Невы жилыми зданиями дворцового типа, а в узловых пунктах города возводились крупные монументальные сооружения. Столичные дворцы отличались в это время от рядовых зданий прежде всего представительностью интерьера, повышенной этажностью, богатством барочного декора фасадов.

  Петропавловский собор как репрезентант храмовой архитектуры времени Петра I. До наших дней в Санкт-Петербурге сохранилось немного зданий первой четверти XVIII века. Одно из них - знаменитый Петропавловский собор (1712-1733), возведённый по проекту архитектора Доменико Трезини в крепости, которая по имени храма была переименована в Петропавловскую. Значение собора в архитектуре первой трети XVIII века огромно. Динамичный силуэт храмовой колокольни, увенчанной высоким золоченым шпилем, прежде напоминавшем вытянутый шатер, и флюгером в виде ангела, держащего крест, первоначально поднимался из-за стен крепости на высоту 112 ми служил наиболее выразительной вертикальной доминантой в панораме Невы и города. Собор представляет собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание базиликального типа), внутреннее пространство которого мощные пилоны расчленяют на три почти равных и одинаковых по высоте пролета (длина храма -61м, ширина — 27, 5 м, высота до карниза около 15). Здание собора, состоящее, как и многие древнерусские храмы XVII века, из трех расположенных по одной оси частей («церковь-трапезнаязвонница»), строилось не с собственно церкви, а с колокольни, которая была закончена при жизни Петра I.  Внешний архитектурный облик собора формируют ритмично расположенные пилястры большого ордера. На колокольне их характер меняется в соответствии с уровнем ярусов. Стены собора прорезаны высокими окнами, между которыми выступают лопатки; они же подчеркивают и ярусы колокольни. и ребристый барабан купола. Небольшая главка венчающая собор; покоясь на удлиненном барабане, она словно вырастает из-за декоративной восточной стены храма. С запада глава собора скрыта устремленной ввысь многоярусной звонницей. Колокольня покрыта позолоченным сомкнутым сводом, несущим фонарик, который служит основанием шпиля. Волюты в виде контрфорсов на двух нижних ярусах башни создают гармоничный силуэт всего храмового сооружения. Восточная стена собора украшена декоративным навершием: первоначально оно было барочно фигурным, с четырьмя скатами: двумя крутыми и двумя более пологими.

Архитектурное творчество Ф.Б. Растрелли. Крупнейшим зодчим, с именем которого вполне оправданно связано зарождение и кристаллизация в России стиля барокко середины XVIII века, является Франческа Бартоломео Растрелли (1700-1771, работал до 1763). К основным произведениям этого гениального мастера, созданным в СанктПетербурге и его окрестностях, относятся: дворец графа М.И. Воронцова, дворец барона С.Г. Строганова, ансамбль Смольного монастыря, Зимний дворец, Царскосельский дворец, Большой дворец в Петергофе. Ф.Б. Растрелли - мастер, которому русское искусство обязано блестящим расцветом дворцового ансамбля, тот зодчий, великим талантом которого Петербург как город-порт и город-крепость превратился в город прекрасных дворцов, призванных посредством оригинальных барочных форм чувственно явить социоцентрически религиозную сущность национальной русской государственности. Основная стихия таланта Растрелли - создание произведений государственного размаха, полных мощи и величия, торжественных и ликующих. В истории мирового зодчества найдется немного мастеров, обладающих такой восприимчивостью к национальному своеобразию того окружения, в котором им приходилось строить, таким талантом проникновения в суть архитектурных тенденций эпохи и, вместе с тем, таким умением органически перевоплощать освоенные знания. Растрелли никогда ничего и ни у кого напрямую не заимствовал и не имитировал. Он вживался, впитывал в себя наиболее специфические качества окружающей его российской художественной культуры и стилевые особенности современной ему европейской барочной архитектуры, преображая и визуализируя все это богатство в монументальный строй оригинального русского Барокко середины XVIII века. У Растрелли нет повторений, есть только аналогии, родственные новообразования. В этом смысле, например, чрезвычайно характерна склонность зодчего к богатой полихромии, позолоте и растительному орнаменту. Цветистость и узорчатость Барокко мастера, сам факт, что в эпоху господства рокайля в орнаменте архитектор проявил такое увлечение растительными мотивами, столь популярными в русском народном декоративном искусстве, - красноречиво свидетельствует о том, как глубоко Растрелли впитал в себя своеобразие национальной среды, в которой жил и творил. Произведения Растрелли - изумительный образец чуткости архитектуры к расстояниям и объемам, их искусности отдаляться от зрителей и одновременно их завлекать, быть недоступными и в то же время приветливыми. К постоянным излюбленным приемам Растрелли относится прежде всего его способ помещать главную лестницу не в центре здания, а сбоку, и развертывать от парадного входа сквозную, уходящую в бесконечную даль анфиладу залов и кабинетов. Во внутреннем убранстве своих произведений Растрелли любит изобилие цвета, лепнины, узора. Интерьеры его зданий, пышные и жизнерадостные, полны движения, мерцания и трепета. Отражения многочисленных зеркал, золоченые извивы деревянной резьбы, роспись плафонов и узор паркетного пола, картуши и раковины, бутоны роз и порхающие купидоны - все сверкает и переливается, создавая ослепительную роскошь, призванную социоцентрически религиозно соблазнять, заражать и преображать пестро разодетые толпы придворных. Растрелли обычно не ограничивался общим замыслом декоративного убранства своих зданий. Блестящий рисовальщик, он сам делал проекты отделки дверей, наличников, лестниц, паркета, считая это важнейшим пособием организации архитектурного пространства. Основное общее свойство интерьеров зданий Растрелли, совершенно независимо от того, являются ли они залами дворцов или помещениями церквей, - их неизменно светский, увеселительный, праздничный облик. барокко Растрелли носит ярко выраженный религиозный характер, распространяющийся как на облик храмов, так и на облик хором. Но это религиозность особого социоцентрического свойства.

  

Зимний дворец как шедевр творчества Франческо-Бартоломео Растрелли.

 Зимний дворец (1754-1762) в качестве главной резиденции русских правителей построен Растрелли на набережной Невы практически в самом центре Санкт-Петербурга. Дворец типа «блок-каре» - зона притяжения всего искусственного и естественного пространственного окружения, главный градообразующий орган архитектурной структуры столицы России. Зимний дворец, каждая архитектурная деталь которого буквально пропитана барочным социоцентрически религиозным пафосом, развивает и кристаллизует тенденции, которые наметились в Царскосельском дворце (протяженный фасад, массивные ризалиты, мощный рельеф колонн, обобщенное деление здания на относительно самостоятельные части, анфиладное размещение залов) и во дворце барона Строганова (городской тип дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора). Общая схема композиции здания проста и конкретна. В основе плана Зимнего дворца - двор в форме разноконечного креста. Повторяя найденную еще в предыдущие годы работы над Зимним дворцом («Третьим») композицию западного фасада, Растрелли симметрично ему создал восточный корпус, в левой части которого устроил церковь, а в правой - выходящую на Неву парадную лестницу. Западный и восточный корпуса зодчий соединил соответственно: с северной стороны - корпусом больших антикамер, связывающих парадную лестницу с тронным залом, с южной стороны - корпусом, в котором размещены сравнительно небольшие залы и жилые покои царской семьи. Эти корпуса соединили, в свою очередь, помещение театра, расположенное в юго-западной части дворца, с помещением церкви. Таким образом, пять важнейших в хоромном социоцентрически религиозном барокко функциональных элементов - парадная лестница, тронный зал, театр, церковь и жилые покои — оказались во дворце объединенными в общее целое крепкой планировочной схемой. В массе же своей Зимний дворец - это грандиозный четырехгранник, выходящий четырьмя различными фасадами на набережную Невы, на Адмиралтейство и на окружающие здание площади. Огромный объем дворца потребовал от зодчего более сильных пластических средств, чем до этого использовал в своих зданиях Растрелли. Дифференцируя все четыре фасада дворца, мастер в то же время удивительно собрал их в единое целое, во-первых, асимметрией в композиции масс, во-вторых, сильными выступами очень крупных ризалитов, в-третьих, подчеркнутой разработкой ступенчатых углов, в-четвертых, разбивкой фасадов на две основные части, объединенные по вертикали сплошной тягой колонн с вырастающими над ней, на балюстраде крыши, статуями, и, наконец, в-пятых, очень сложным, но широким и текучим ритмом по горизонтали: колонны здания, своеобразно пульсируя, то собираются в густые пластические группы, то разбегаются и обнажают плоскость стены.

Собор Смольного монастыря в качестве репрезентанта храмовой архитектуры середины XVIII века.

     Шедевром космоцентрического аспекта стиля петербургского барокко в творчестве Растрелли стал собор Смольного монастыря (1748-1764). Здесь главенствует плавное нарастание архитектурных форм по линиям плана в виде греческого креста от периферии стен здания к центру и от боковых куполов к большому куполу.  Высокие и стройные башни собора, несущие четыре пониженные и уменьшенные главы храма, прижаты почти вплотную к центральному объему сооружения, отчего здание приобретает удивительную мощь и монолитность всех форм. Динамизм барочного космоцентризма, которым пронизана вся масса собора, неудержимое стремление вверх боковых башен пятиглавия, подготовленное энергичным движением колонн и пилястр в нижней части здания, сближает Смольный собор с произведениями испанского, итальянского и немецкого храмового барокко. Однако между барочной стилистикой данного русского храма и западноевропейских церковных сооружений есть существенное различие. Оно заключается в том, что напряженная восходящая динамика, например, испанских или итальянских барочных церквей развертывается сугубо в рамках лицевого фасада, ограничиваясь по большей части лишь плоскостной храмовой декорацией, тогда как космоцентрическая энергетика барочной архитектуры Смольного собора, опираясь на традиции древнерусского зодчества XVI-XVII веков, охватывает всю массу здания, имея всесторонний характер движения извне вовнутрь и снизу вверх.

Литература: История русского искусства. Федеральное агенство по образованию. Красноярск 2007 г.

 

 Вопросы для письменного ответа.

 

1. Перечислите основные черты русского искусства первой половины 18 века, название архитектурных памятников и имена авторов.


7(8) класс  

Задания по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Учебный предмет: История искусств.

Тема: Илья Репин.

Время проведения: 18 апреля 2020 г.  13:10 – 13:40 ч.

Репин Илья Ефимович (1844 - 1930)


И. Е. Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19-го века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал "Искусства для искусства". " Я не могу заниматься непосредственным творчеством, - писал он, - делать из своих картин ковры, ласкающие глаз...приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст."

Репин был величайшим реалистом. Его искусство, основанное на глубоко реалистической основе, отвечает на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Родился Репин в 1844 году в г.Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Тронька подарил краски Илье, и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни.

Начальное обучение рисованию Репин получил в школе военных топографов. Но мечта о высоком искусстве влекла его в Академию художеств. Когда ему исполнилось 19 лет, Репин смог поехать в Петербург. Здесь он сначала поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников, а в 1864 году был принят в Академию.

Первые годы учения были для Репина очень трудными. Он испытывал крайнюю нужду и впоследствии так вспоминал об этом времени: "Чтобы погибнуть от голода, я бросался на всякую работу - красил на домах железные крыши, красил экипажи и даже железные ведра." Родители не могли помочь, так как сами очень нуждались.

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Много учился на написании портретов близких и друзей. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно "Бурлаки на Волге", которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.

Полотно "Бурлаки на Волге" на академической выставке 1873 года стало событием общественной жизни. Художник , казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить большие идеи своей эпохи, создав монументальное произведение.

В 1871 году Репин закончил Академию художеств с Большой Золотой медалью, полученной за программное произведение на заданную тему "Воскрешение дочери Иаира". Также он получил право на пенсионерскую поездку за границу для повышения своего мастерства. За границей он пробыл 3 года, и раньше положенного срока вернулся на родину, в Чугуев. Здесь Репин много и плодотворно работает.

Еще во время работы над образами к картине "Бурлаки на Волге" художник много размышляет о несправедливом устроении жизни, о нищете и бесправии трудового люда. Стал прислушиваться к революционным идеям, которые в то время активно витали в обществе. Под влиянием этих идей Репин создает много произведений на эту тему.

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. Он писал портреты, картины на исторические, бытовые сюжеты. К старости он так перетрудил руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать кисть в левой руке - жить и не писать он не мог.

Весьма значительна и его деятельность как педагога. Репин преподавал в Академии художеств. Также он написал талантливую книгу воспоминаний "Далекое близкое".

С 1900 года Репин поселяется на даче "Пенаты" в Куоккала и постепенно отходит от художественной жизни. После революции местечко Куоккала остается за границей, в Финляндии. Первое время его еще навещают русские художники, но с годами эта связь ослабевает.

Репин болезненно переживает оторванность от жизни, продолжает живо интересоваться событиями в России. Он очень хотел вернуться, но дочь Вера была категорически против, к тому же помешала болезнь. 29 сентября 1930 года его не стало.

Творческое наследие Репина очень велико. Популярность художника в мире с годами не ослабевает, так как оно всегда близко и понятно людям.

 

Не ждали (1884)

Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера.

...Комната небогатой интеллигентной семьи. Все заняты. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. И вдруг открывается дверь, и в комнату входит человек. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное - как-то его примут? Он идет прямо к матери. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно, исподлобья - она не помнит отца. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека - ссыльного, о котором помнили, но которого "не ждали" в семье...За окном летний день. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу...Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.

Картина не нуждалась в пояснениях - все в ней понятно, жизненно, правдиво. Публика принимала горячо, восторженно, с пониманием.

Литература:

1. Евстратова Е.Н. Репин - ОЛМА Медиа Групп,2011.-128 с.

2. Великие художники, Том 20, Илья Ефимович Репин, Издательство «Директ-Медиа».  2010.

 

Вопросы для письменного ответа.

  1. Кто из художников и критиков повлиял на творчество Ильи Репина в молодые годы.
  2. Какая из картин поставила молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами.


8(8) класс

Задания по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»


Учебный предмет: Рисунок.
Тема. Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками.
Самостоятельное использование полученных знаний, умений и навыков. Эскиз, формат,
пропорции, моделировка деталей, общий тон. Материальность, художественная выразительность, завершенность работы.
Материалы: бумага А-2, графитные карандаши, ластик.
Время проведения: 15 апреля 2020 г.; 22 апреля 2020 г.; 29 апреля 2020 г.
1 урок: 16:30-17:00
2 урок: 17:20-17:50
3 урок: 18:10-18:40

Фото предлагаемой постановки задания.


8(8) класс

Задания по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»


Учебный предмет: Живопись.
Тема: Итоговое задание. Натюрморт из 3-4 предметов на фоне теплой драпировки.
Цель: Повторить последовательность работы от компоновки конструктивного построения ̶ к живописной лепке: от темного к светлому. Многослойная акварель.
Материал: лист А-2, акварель.
Время проведения:      18 апреля 2020 г.;   25 апреля 2020 г.
1 урок     8:50 - 9:20;
2 урок     9:40 - 10:10;
3 урок   10:30 - 11:00;
4 урок   11:20 - 11:50
Фото предлагаемой постановки задания.


8(8) класс

 Задания по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной  программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Учебный предмет: История искусств.

Тема:  Первобытное искусство Крыма.

Время проведения: 17 апреля 2020 г.;

1 урок: 16:30-17:00

Палеолит делится на три основных периода:

  1. ранний палеолит (2,6 млн. – 150/100 тыс. лет назад), который делится на олдувайскую (2,6 – 700 тыс. лет назад) и ашельскую (700 – 150/100 тыс. лет назад) эпохи; 
  2. средний палеолит или эпоха мустье (150/100 – 35/30 тыс. лет назад);
  3. поздний палеолит (35/30 – 10 тыс. лет назад).

 

В Крыму зафиксированы памятники только среднего и позднего палеолита. При этом, на полуострове неоднократно были найдены кремневые орудия, техника изготовления которых схожа с ашельскими. Однако все эти находки случайные, и не относятся к какому-либо палеолитическому памятнику. Это обстоятельство не дает возможности с уверенностью отнести их к ашельской эпохе.

Полагают, что Крым в период межледниковья был островом. Тогда как во время оледенения уровень Черного моря значительно снижался, в период максимального наступления ледника оно было озером.

Около 150 - 100 тыс. лет назад в Крыму появляются неандертальцы. Их стоянки располагались в гротах и под навесами скал. Жили они коллективами в 20 – 30 особей. Основным родом занятий была загонная охота, возможно занимались собирательством. На полуострове они просуществовали до позднего палеолита, и около 30 тыс. лет назад исчезли.

По концентрации мустьерских памятников с Крымом могут сравнится не многие места на Земле. Назовем некоторые лучше других изученные стоянки: Заскальная I – IX, Ак-Кая I – V, Красная Балка, Пролом, Киик-Коба, Волчий Грот, Чокурча, Кабази, Шайтан-Коба, Холодная Балка, Староселье, Аджи-Коба, Бахчисарайская, Сары Кая. На стоянках находят остатки костров, кости животных, кремневые орудия и продукты их производства. В мустьерскую эпоху неандертальцы начинают сооружать примитивные жилища. Они были круглые в плане, на подобие чумов. Сооружали их из костей, камней и шкур животных. В Крыму такие жилища не зафиксированы. Перед входом в стоянку Волчий Грот, возможно существовал ветровой заслон. Он представлял собой вал из камней, укрепленный вертикально воткнутыми в него ветвями. На стоянке Киик-Коба основная часть культурного слоя была сосредоточена на небольшой площадке прямоугольной формы, размером 7X8 м. По всей видимости внутри грота было сделано какое-то сооружение.

 В мустьерскую эпоху появляются примитивные кремневые наконечники копий. Для Крыма характерны кремневые «ножи» и «чокурчинские треугольники». Помимо кремня использовали кость из которой делали проколки (заостренные с одного конца небольшие кости животных) и отжимники (их применяли для ретуширования кремневых орудий).

 

Неандертальцы первые кто начал закапывать своих умерших в землю. В Крыму такое погребение было открыто на стоянке Киик-Коба. Для захоронения использовали выемку в каменном полу грота.

Орудий из кости в Крыму найдено немного. Это наконечники копий, шилья, булавки и подвески. На стоянке Сюрень I найдены раковины моллюсков с отверстиями, которые использовали как украшения.

конце палеолита происходят глобальные климатические изменения. Потепление приводит к таянию ледников. Повышается уровень мирового океана, реки становятся полноводными, появляются множество новых озер. Крымский полуостров приобретает очертания близкие современным. В связи с повышением температуры и влажности место холодных степей занимают леса. Меняется фауна. 

В мезолите появляется целый комплекс новых орудий. Индивидуализация охоты привела к изобретению лука и стрел. Появляются костяные крючки и гарпуны для ловли рыбы. Начинают делать примитивные лодки, их вырубали из ствола дерева. Широко распространяются микролиты. С их помощью делали составные орудия. Основу орудия делали из кости или дерева, в ней прорезали пазы, в которые при помощи смолы крепили микролиты (мелкие кремневые изделия, сделанные из пластин, реже из отщепов, и служившие вкладышами составных орудий и наконечников стрел). Их острые края служили рабочей поверхностью орудия.

НЕОЛИТ (VI – V тыс. до н.э.)      

В эпоху неолита происходит переход от присваивающих типов хозяйства (охоты и собирательства) к воспроизводящим – земледелию и скотоводству. Люди научились выращивать зерновые культуры и разводить некоторые виды животных. В науке этот безусловный прорыв в истории человечества получил название «неолитической революции».

Другим достижением неолита является появление и широкое распространение керамики – сосудов из обожженной глины. Первые керамические сосуды делали жгутовым способом. Из глины раскатывали несколько жгутов и соединяли их между собой, придавая форму сосуда. Швы между полосками разглаживали пучком травы. Далее сосуд обжигался в костре. Посуда получалась толстостенной, не вполне симметричной, с неровной поверхность и слабо обожженной. Дно было округлой или заостренной формы. Иногда сосуды орнаментировались. Делали это с помощью краски, острой палочки, деревянного штампа, веревки, которой обматывали горшок и обжигали его в печи. Орнамент на сосудах отражал символику определенного племени или группы племен.

Неолитические стоянки открыты по всей территории Крыма. Люди селились в гротах и под скальными навесами (Таш-Аир, Замиль-Коба II, Алимовский навес) и на яйлах (Ат-Баш, Бештекне, Балин-Кош, Джяйляу-Баш). В степи обнаружены стоянки открытого типа (Фронтовое, Луговое, Мартыновка). На них находят кремневые орудия, особенно много микролитов в виде сегментов и трапеций. Встречается керамика, хотя для Крыма находки неолитической керамики редкость. Исключением является стоянка Таш-Аир, на ней найдено более 300 фрагментов. Горшки имели толстые стенки, округлое или заостренное дно. Верхняя часть сосудов иногда орнаментировалась насечками, бороздками, ямками или отпечатками штампа. На стоянке Таш-Аир были найдены мотыга из оленьего рога и костяная основа серпа. Роговая мотыга найдена и на стоянке Замиль-Коба II.

Люди, жившие на полуострове в то время, по-прежнему, как и в предыдущие эпохи, отдавали приоритет охоте и собирательству. Земледелие и собирательство находились в зачаточной форме.  

Литература: Крым сквозь тысячелетия.- Симферополь «ЛИРа» 2006 г.

Вопросы для письменного ответа:

  1. Назовите стоянки эпохи среднего палеолита в Крыму.
  2. В какую эпоху появляются лук и стрелы?
  3. На какой стоянке была обнаружена керамика и как она орнаментировалась?

4(8) - 8(8) класс

Первая смена


Задания по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».


Учебный предмет: Декоративно-прикладная композиция.

Время проведения: 16 апреля 2020 г.;   23 апреля 2020 г.;   30 апреля 2020 г.
8:50- 9:20;

Тема: Традиционные виды росписи.
Роспись пасхального яйца. Беседа о традициях празднования праздника Пасхи, видах росписи пасхального яйца. Выполнение эскизов к росписи, росписи пасхального яйца.


4(8) класс

Задания по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»


Учебный предмет: История искусств
Тема: Архитектура Древнего Рима.

Литература:
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. Выпуск первый. От Древнейших времен по 16 век. Москва»Искусство»1985г. стр.97-108
Вопросы для письменного ответа. На каждый вопрос ответ должен иметь 3-4 предложения.
1. Назовите шедевры архитектуры Древнего Рима.
2. Перечислите типы римских построек.
3. В каком веке был выстроен Колизей.

Тема дана на 2 урока аудиторных занятий
Время проведения:
15 апреля 2020 г. 15:40 – 16:10 ч. (вторая смена),
22 апреля 2020 г. 15:40 – 16:10 ч. (вторая смена);

16 апреля 2020 г. 9:40 – 10:10 (первая смена),
23 апреля 2020 г. 9:40 – 10:10 (первая смена).