ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

22 ноября на струнно-смычковом отделе состоялся открытый урок "Работа над произведением крупной формы с учащимися младших классов на примере 3 части концерта си минор О. Ридинга"
Данная тема урока продиктована необходимостью обозначить широкий круг проблем как музыкально-исполнительского, так и технического плана при игре на скрипке крупной формы. На первых порах трудность для ученика представляет охват крупной музыкальной формы. Справиться с этим помогает постепенность перехода к большим, развернутым произведениям. Концерт си - минор Ридинга является тем произведением в котором ученик впервые знакомится с крупной формой. Первые трудности в работе над произведением крупной формы состоят в осознании сочинения как единого целого, осмысливании отдельных эпизодов в их взаимосвязи, а также в использовании различных видов техники и необходимости поставить их на службу художественному воплощению произведения. Начало работы над крупной формой является этапом, определяющим степень музыкального развития и технической подготовки учащегося.
Первый этап работы над произведением посвящается ознакомлению ученика с музыкой, общему охвату материала. Желательно прослушать произведение, если есть хорошая запись. Об Оскаре Ридинге очень мало информации. Жил он в 1840 – 1918гг., родился в Германии. Получил образование в Академии музыкальных искусств в Берлине и в Лейпцигской консерватории, после окончания которой переехал в Вену, а в 1871 году был приглашён на пост концертмейстера оркестра Будапештской оперы, который занимал до 1904 года, после чего удалился на пенсию в Целе (Словения), где и умер. Ему принадлежит ряд произведений для скрипки и фортепиано педагогического характера, использующих венгерские народные мотивы. Наиболее известным среди них является Концерт для скрипки и фортепиано си-минор, Op. 35, Концерт Соль-мажор и два концертино. Концерты О. Ридинга стали классикой отечественного педагогического репертуара по классу скрипки. Д. Ф. Ойстраху приписывается фраза "Есть три великих музыкальных произведения в си миноре: месса Баха, соната Листа и концерт Ридинга"
Что же вообще такое слово «Концерт»? Концерт (итал. concerto, от лат. concertus – букв. состязание (голосов)) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать виртуозность исполнения. Обычно концертный цикл насчитывает 3 части.
Форма 3 части концерта Рондо, структура – ABACAКода. Рефрены в концерте активные, очень четкие с однообразным ритмом, виртуозные. Эпизоды же напротив имеют протяжный, певучий характер, можно сказать, что эпизоды имеют характер классических побочных частей. В стадии разбора нужно выделить более трудные или неудобные места и выучить их отдельно. К этому же этапму относится не только твердое и грамотное овладение текстом, но и выучивание его наизусть. Если на этом этапе работы происходит в основном техническое осваивание текста в сдержанном темпе, процесс «выравнивания» трудностей, то на следующем этапе происходит более углубленная работа по раскрытию содержания, образов и выбору средств для достижения этой цели.
В III части концерта существует много технических сложностей. На протяжении всей части очень важна динамическая рельефность. В рефренах и коде важно прорабатывать все шестнадцатые в медленном темпе, различными штрихами (legato по 2-4-8 нот, detache, staccato, spiccato), а также пунктирным ритмом. В эпизодах в этой части очень важно проработать мягкое, протяжное ведение смычка. Звук должен быть очень наполненным и без призвуков. Хотелось бы отдельно обратить внимание на начальную ритмическую фигуру которая будет повторятся много много раз на протяжении всей части. В этой ритмической фигуре очень важно четкое моментальное касание и легкое проведение смычка, с отзвуком в конце. При этом восьмую ноту ни в коем случае нельзя акцентировать.
При подготовке к концертному выступлению во многом определяющую роль играют психологические факторы. Важно так строить процесс занятий в классе, организовывать домашнюю работу чтобы с первых же выступлений ученик понимал: все, чему он учится, есть, в сущности, подготовительные шаги, ведущие к главному - исполнению музыки для слушателей. Наряду с этим, за несколько дней до выступления музыкант должен предствить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление, на следующем этапе можно представить игру перед воображаемой аудиторией. Можно также прибегнуть к таким способам: пропевание (сольфеджирование) произведения, пропевание про себя (мысленно), пропевание вместе с мысленным проигрыванием.