ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ПОЗДРАВЛЕНИЯ

10 ноября на заседании отдела изобразительного искусства было прочитано четыре методических доклада. Первым был заслушан методический доклад преподавателя Нурии Юнусовны Абдурафиковой «Советское искусство в период Великой Отечественной войны». Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Вооруженная до зубов гитлеровская армия, несмотря на мужественное сопротивление советских войск, продвигалась вперед. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. От каждого советского гражданина, на каком бы посту он ни находился: в траншее переднего края или у доменной печи, за штурвалом боевого самолета или за рулем трактора, — требовалась беспредельная самоотверженность, честное служение Родине. «Все для фронта, все для победы!» Эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. По призыву партии весь народ поднялся на борьбу с врагом. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом. Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». В первые же дни Отечественной войны были созданы «Окна ТАСС». В них сотрудничали поэты Д. Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач, Кирсанов, художники Ефимов, Кукрыниксы, Горяев, Черемных. Плакаты «Окон ТАСС» знала вся страна; толпы москвичей собирались у витрин, ожидая нового выпуска. Размноженные в уменьшенном формате, они доставлялись на фронт, самолеты в виде листовок разбрасывали их над оккупированными городами и селами, внушая людям веру в нашу победу. Среди первых плакатов Отечественной войны следует отметить плакат художника И. Тоидзе «Родина-мать зовет».Тяжелы были первые месяцы войны. Враг теснил нашу армию, захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, кольцом блокады окружил Ленинград, подбирался к окрестностям Москвы. На занятой территории гитлеровцы истребляли советских людей, жгли деревни, насильно увозили молодежь на немецкую каторгу. С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымного пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках — тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование — отомсти!

Методический доклад преподавателя Эльвиры Рафисовны Хабибулиной «Реалистическое и стилистическое изображение деревьев в изобразительном искусстве». Упрощение форм часто используется для создания иллюстраций. Графическая стилизация деревьев – один из приемов, который художник использует для того, чтобы выделить или создать контраст между задним и передним планом. Как же он этого добивается? Дело в том, что деревья играют в рисунках не главную роль, а служат фоном. Поэтому стилизованный задний план создает резкий контраст переднему, на котором изображены главные герои. Обычно в иллюстрациях сочетается декоративность и реалистичность. Например, стилизация дерева будет явной, а вот главный герой картины будет выглядеть реалистично.Но ведь художники создают не только иллюстрации. Многие рисуют стилизованные картины, которые становятся эскизами для прикладного творчества. Например, изображением на керамической вазе.Художники любят декоративность. Она делает рисунки необычными и уникальными. Если выработать свой реалистический стиль письма сложно, то с декоративным проблем не возникнет. Непросвещенному человеку сложно отличить работы И. Левитана от Ф. Васильева. А вот творчество В. Кандинского, с его стилизацией деревьев, кустов, домов и других окружающих человека предметов, не узнать невозможно.

Стилизацию любят детские художники, а также иллюстраторы. Перед этими людьми стоит задача - сделать рисунок ярким, понятным и при этом использовать минимум изобразительных средств. Декоративная живопись с этой задачей справляется превосходно. Современное искусство отдает предпочтение символической и стилизованной живописи. Ведь она открывает перед художником множество возможностей. Зачем реалистично копировать природу, если лучше фотоаппарата с этой задачей все равно никто не справится. Художник же должен пропускать идею через призму фантазии и показывать не существующую реальность, а свое видение.

Методический доклад преподавателя Виктории Анатольевны Соповой «Декоративный натюрморт – стилизация». Впервые словосочетание "декоративный натюрморт" стало употребляться в начале 20-го века, именно в те времена, когда наблюдался процесс появления большого количества разных новых направлений в искусстве, в том числе и в живописи. Последние годы уходящего 19-го столетия и начало 20-го века вообще стали периодом поиска всевозможных новых фактур, отчаянных экспериментов над пространством, цветом и формой.В понятие "декоративный натюрморт" сегодня принято включать все произведения, выполненные в соответствующем стиле и предназначенные для украшения интерьера. Это вполне закономерно - ведь натюрморт по самому своему определению предполагает возможность декоративной стилизации. Несмотря на то, что многие художники этой эпохи писали в разной манере, все их произведения можно в одинаковой степени считать декоративными.Взять хотя бы произведения известного художника-экспрессиониста Матисса, в которых автор сделал главное ударение на фактуру и цвет. Декоративность его великолепных натюрмортов не вызывает никакого сомнения. Повышенное внимание к цвету и его акцентирование характерно и для произведений Фалька, Кончаловского, Грабаря, Антиповой. Полностью соответствуют термину "декоративный натюрморт" изображения простых геометрических форм на картинах яркого представителя кубизма Пабло Пикассо. Не вызывает сомнения и декоративность работ Петрова-Водкина, который посредством натюрморта стремился передать зрителю сложные образы и понятия. Характерная особенность, которой отличается декоративный натюрморт - это допустимость условного отображения реальных предметов, он не требует безоговорочного выполнения некоторых постановочных задач, таких, к примеру, как отображение материальности, пространства, формы. Весьма ограниченные требования предъявляются и к плановости изображения. Из первоочередных задач произведений этого жанра следует отметить цветовую композицию, которая построена на монохромии, контрасте, нюансе. Ее главная цель - создание задуманного колорита. Декоративный натюрморт гуашью, акварелью или маслом - это акцент на красоту линии и контура изображенного предмета.Создание подобных произведений - это удивительный процесс стилизации формы предметов, их тона и цвета. Под стилизацией здесь подразумевается объединение предметов при помощи условных приемов. К ним относятся упрощение или усложнение форм и деталей, цвета, иногда наблюдается полный отказ от передачи объема изображаемых предметов. Но упрощение формы не означает сведение ее к примитивности, упущенные незначительные детали помогают подчеркнуть наиболее значимые качества изображаемого.Для усложнения формы обычно используются элементы декоративного орнамента. Автор имеет возможность стилизовать предмет на свое усмотрение, иногда используется прием значительного отхода от натуры. Более того, объемные формы - фрукты, цветы, вазы, кувшины - могут сохранять свои плавные реальные линии или же доходить до геометрических начертаний, тяготеющих к абстрактным изображениям.

Четвертым был прочитан методический доклад преподавателя Аблятифа Эскандеровича Сулейманова «Этапы рисования пейзажа акварелью». При рисовании акварельных пейзажей  необходимо помнить, что акварель – это работа со слоями, акварель легко можно испортить, не дав просохнуть каждому слою, добавив слишком много цвета или воды. При рисовании акварелью новые слои смешиваются с предыдущими слоями из-за того, что материал полупрозрачный. Предметы, которые находятся вблизи, необходимо прописывать ярче, чем фон, – он должен оставаться светлым и бледным. Сперва прописывается фон, и только после просыхания каждого слоя, детали делаются более четкими и яркими. Используются кисти для рисования акварелью, сделанные из натурального ворса, например пони или белки. Лучшим ворсом для прописки мелких деталей является колонок, он более упругий, и им легче проводить точные мазки. Нельзя допускать ошибок, приступая к акварельным пейзажам. Набор кистей для начала рисования акварелью может быть минимальным, но обязательно должны быть кисти нескольких размеров – широкую № 6-7 и несколько тонких № 2-3. Если  будет необходимо прописывать мелкие детали, нужна качественная кисть № 0-1. Для того чтобы избежать ошибок, необходима качественная бумага, предназначенная для рисования акварелью, – она плотная и шероховатая, следовательно, будет отлично впитывать краску и воду, не становясь от этого волнистой. При этом не обязательно покупать дорогую бумагу! Для начала можно взять самую обычную бумагу для акварели, которая продается поштучно в художественных магазинах. Надо тренироваться в рисовании акварельных пейзажей снова и снова. Акварельные пейзажи для начинающих – это лучший способ практики в акварельной технике. Они рисуются интересно, и для них необходимо использовать не так много красок – ведь при смешивании двух-трех цветов в итоге получается новый.  Не используются темные, мрачные цвета. Черный цвет в акварели необходим только при прорисовке финальных деталей, а вот при смешивании цветов лучше его не использовать. Сначала надо сделать композицию пейзажа – определить, что и где будет нарисовано. Затем берётся карандаш (желательно взять мягкий – 2В) и легкими штрихами, еле касаясь бумаги, намечаются границы и предметы. Прорисовывается фон, хорошо разбавив краску с водой, добиваясь эффекта легкости. Необходимо часто менять воду в баночке, иначе цвета со временем станут грязными. Пейзаж начинают рисовать с неба, широкими мазками с помощью кисти № 6, 7 или 8. Обязательно надо держать рисунок под небольшим углом, не полностью горизонтально, чтобы краска красиво стекала вниз. Давать просохнуть каждому слою перед нанесением нового. С каждым новым слоем делать прорисовку более четкой и яркой. 

Доклады были высоко оценены преподавателями отдела. Материалы докладов буду использованы в педагогической практике