ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

10 июня на заседании вокально-хорового отдела был прочитан методический доклад преподавателя Ольги Викторовны Медюляновой. Тема доклада "Способности к сценическому мастерству и артистизму как основы деятельности вокалиста"

Актуальность исследования сценической практики вокалистов обусловлена синтетической природой оперного искусства, где успех исполнителя определяется не только красотой и профессиональной постановкой голоса певца, но и его актерским мастерством. Проблема возможностей внутренней природы человека в ее тенденции к перевоплощению общезначима для любого художника, реализующего свое призвание в избранном виде искусства. Поэтому творческая деятельность певца-актера по созданию оперного персонажа, в силу принадлежности этого произведения к театральному жанру, может быть исследована на достаточной глубине лишь на основе многопланового раскрытия данной проблемы. В нашем случае мы, учитывая определенную ограниченность нашего анализа рамками доклада, попытаемся затронуть лишь некоторые аспекты внутренней природы оперного исполнителя в создании персонажного сознания и его воплощение в вокально-сценических формах во время его сценической практики.

Все чаще под перевоплощением подразумевается переодевание в соответствующий сценический костюм, пользование гримировальными атрибутами, замысловатые формы пластического самовыражения. Наблюдается не только отход от столетней шаляпинской традиции, благодаря которой отечественное оперное искусство прославлено в мире, но и искажение понятия «перевоплощение», а с ним - постепенное упразднение типа певца-актера.Обеднение оперного театрального искусства сказывается в появлении подавляющего числа певцов, действующих «очень искренне, правдиво и логично, но только от своего собственного лица, вне всякого характера… Такой подход по существу ликвидирует творческое начало в искусстве актера: он не создает образ, воплощающий авторскую идею». Современная задача оперного исполнителя - владеть знанием о том, благодаря каким действиям внутренних сил душевная жизнь обретает данную форму самовыражения и освоить приемы управления ими.По мнению В. Полонского, «чтобы создавать произведения искусства, человек должен сначала овладеть особым искусством: управлять своими психическими орудиями так, чтобы они могли стать орудиями искусства», и с этим высказыванием нельзя не согласиться.Сочинить персонаж - значит создать индивидуальную композицию из всевозможных элементов вовлеченных в творческий процесс информационных источников. В результате всесторонней аналитической работы с музыкальным, драматическим, поэтическим текстом вокального произведения и сопутствующими материалами в исполнительском сознании возникает образ самостоятельного человека, скорректированный концепцией роли, жизненным опытом исполнителя и доступным ему знанием исторических культур. Чем глубже и отчетливее задуман образ героя, тем больше на пути исполнителя «паттернов» незнания о персонаже; это побуждает артистическую натуру фантазировать, наполнять вымыслом так называемую экзистенциальную пустоту.