ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

20 января на заседании отдела народных инструментов был прочитан методический доклад преподавателя Сергея Павловича Антипенко "Формирование игрового аппарата на начальном этапе обучения юного гитариста"

Формирование игрового аппарата на начальном этапе обучения юного гитариста является одним из самых сложных элементов в учебном процессе.

Правильная посадка с инструментом, приёмы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движения рук и пальцев,- та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика.

Формирование исполнительских навыков гитариста должно начинаться с воспитания звуковой культуры. Поэтому начальный этап обучения игре на шестиструнной гитаре учащихся детских школ искусств, можно представить как поиск красивого – ясного, плотного, объёмного, темброво-разнообразного звука. Эта кропотливая работа, в которой правильная постановка игрового аппарата является залогом верного звукоизвлечения, и, соответственно, качественного звука.

Основные правила постановки игрового аппарата гитариста изложены почти во всех учебных руководствах по игре на гитаре. Однако, бездумное следование рекомендациям, изложенным в этих замечательных трудах, догматическое их понимание породило в среде отечественных гитаристов (исполнителей и педагогов) множество различных, иногда довольно нелепых трактовок прочитанного. Это подчас оказывало негативное влияние на развитие гитарного исполнительства.

Педагогическая и исполнительская практика показывает, что не всегда целесообразно следовать правилам по принципу можно/ нельзя, проблема порой требует неожиданного решения. Разнообразие физиологических особенностей учащихся побуждает к поиску неких усреднённых, «универсальных» правил, скорее, исходя из принципа допустимо/ недопустимо, что существенно расширяет спектр позиционных возможностей. В череде правил и установок необходимо выделять те, что имеют ключевое, основополагающее значение. Именно на их выполнении важно заострить внимание учащегося.

Программа обучения игре на гитаре учащихся детских щкол искусств предлагает целый комплекс знаний, умений и навыков, получаемых детьми в процессе обучения. Но главная задача педагога-гитариста – воспитать исполнителя с набором различных игровых приемов, умением ярко, образно и выразительно исполнять пьесы и песни.

Начиная работу с юным гитаристом, в первую очередь педагогу нужно нацеливать его на качественное исполнение. С самых первых уроков учащийся должен понимать, что занятия музыки – это упорный и кропотливый труд, и только в результате этого труда в руках исполнителя рождается музыка. На начальном этапе обучения очень важно внушить ребенку, что прилагая усилия к обучению музыке, он учится трудиться, и это научит его трудолюбию в любой сфере, которую он выберет.

Занимаясь с учащимися, педагог должен опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка. Исследования в области физиологических и психических возможностей, а также особенностей мышления каждого ученика помогает преподавателю определить методы развития исполнительских качеств для каждого ученика. Важно внимательно наблюдать в процессе урока за тем, насколько быстро ученик воспринимает информацию, перенимает навыки игры на гитаре, самостоятельно следит за свободой игрового аппарата, прислушивается к качеству звукоизвлечения во время собственного исполнения.

Качество звука, музыкально-выразительные средства произведения напрямую зависит от начальных исполнительских навыков, первых приемов игры на гитаре, а любой грамотный исполнительский прием невозможен без хорошей посадки и постановки рук. Поэтому формирование игрового аппарата начинающего гитариста педагог должен ставить «во главу угла» всего обучения – от начального этапа до выпускного класса.

Доклад вызвал живое обсуждение преподавателей отдела.