ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

20 января на заседании отдела народных инструментов был прочитан доклад преподавателя Гурьяновой Любови Викторовны «Работа над полифонией в классе баяна»

    Репертуар баянистов за последние десятилетия обогатился новыми оригинальными талантливыми сочинениями, в которых сложный композиторский язык служит средством выражения глубокого содержания.

   Это, в свою очередь, от баянистов поиска адекватных исполнительских средств. Многотембровый готово – выборный баян располагает богатыми  художественными и техническими возможностями и позволяет исполнить такой  музыкальный жанр – как полифония.

      Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор. Привить ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать и развить слух, руководить воспитанием исполнительского мастерства. Слушание и , конечно, самостоятельное исполнение полифонической музыки поможет правильно осознать красоту и богатство музыкальной культуры.

               Развитие навыков  работы над полифонией.

    Работа над полифоническими произведениями является важной областью исполнительского искусства на баяне. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Поэтому умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку ученик развивает и углубляет на всем протяжении обучения.

     Основные принципы работы над произведением сохраняются и при изучении музыки полифонического склада, но при этом многие требования  к ученикам приобретают несколько иной оттенок. Важнейшая характерная черта полифонии – наличие нескольких  одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий – определяет главную задачу учащегося: необходимость слышать и вести  каждый голос полифонического произведения  в отдельности и всю совокупность голосов в их взаимосвязи.

    Вследствие этого все, что связано с ведением мелодической линии, приобретает еще большее значение и требует особого внимания педагога и учащегося.

    Ученик должен начинать знакомство с полифонией с первых лет занятий, благодаря чему в старших классах приобретет определенные навыки работы. Но иной раз приходится встречаться  с отсутствием у учащихся элементарных знаний и в пятом классе. Полифонические произведение  оказывается  лишь каким – то  образом заученным и только. В подобном случае возникает необходимость уже на этом сравнительно   позднем этапе занятий объяснять сам принцип полифонического изложения, познакомить его с характерными приемами; приходиться учиться слышать  линии отдельных голосов и их простейшие сочетания, учить вести голос, воспринимая и передавая в игре его выразительность.

    Недочеты в исполнении полифонической музыки, к сожалению, свойственны  иногда и учащимся, игравшим немало произведений такого склада. Причина подобных пробелов кроется большей частью в том, что педагог недостаточно обращал внимание своего ученика на содержательность и выразительность полифонических пьес, над которыми они работали раньше, не учил вникать в авторский замысел, понимать значение каждой мелодической линии, а занимался с ним в основном  вопросами технологии их исполнения. Все старания ученика устремлялись на преодоление трудностей, обусловленных для него лишь способом изложения.  Они становились для ученика чем – то самодовлеющим и воспринимались без осознания их музыкально – смысловой сущности. В дальнейшем это приводило к  формальной игре. Ведь разбираться в музыке, которую, по сути не воспринимаешь, очень трудно запомнить, как и что полагается, не видя в этом музыкального смысла, пожалуй нельзя, а ученик порой оказывается  именно в таком положении. Отсюда и возникло и элементарное неумение вести и слушать полифонический голос.

     Один из наиболее часто встречающихся недостатков в этой области заключается в том, что ученик бросает какой – либо звук данного голоса, не слышит его связи со всей мелодической линией, а потому и не переводит в следующий,  вытекающий из него по смыслу. Таким образом,  главнейшее требование к исполнению полифонической ткани. Необходимо чувствовать и понимать выразительность каждого голоса и при их совместном звучании. Ученику должно быть известно, что в разных голосах, в соответствии с их  выразительным смыслом и мелодическим рисунком, фразировка, характер звучания, их  могут быть различными. Это требует не только внимательного вслушивания, но и специальной работы. Надо уметь играть на память каждый голос, что поможет его правильному  восприятию и исполнению. Общее звучание поставит перед учеником задачу и тембрового выявления звуковой линии.  

Доклад был проиллюстрирован выступление ученика 6 класса Харитонова Сергея.