ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

24 марта на заседании вокально-хорового отдела был заслушан доклад преподавателя Ольги Викторовны Медюляновой "Как музыка влияет на развитие мозга".

Мозг — это очень хороший прогностический механизм. Он должен постоянно предсказывать развитие событий, потому что это дает нам возможность подготовиться к их последствиям. Это важная для эволюции способность — умение подготовиться, адаптироваться к тому, что может с нами случиться.

Почему мы получаем удовольствие от музыки? Для выживания она бесполезна, но есть теория, согласно которой музыка — это тренажерный зал для мозга. Музыка очень сложно структурирована, и это позволяет нашим прогностическим механизмам делать предположения о том, как она будет развиваться, куда повернет мелодия, насколько она нас удивит. Мы можем формировать ожидания на разных уровнях. Конечно, в случае с музыкой мы делаем это не для выживания, но, согласно этой теории, нам от природы интересно предсказывать развитие событий, мы ничего не можем с этим поделать. Музыка — прекрасная возможность потренироваться в таких предсказаниях. Кроме того, нам нравится угадывать и отчасти из-за этого — слушать музыку.

На разных этапах построения и оценки догадок о содержании музыкального произведения активны разные зоны мозга. Одни участки активируются, когда мы пытаемся предугадать развитие музыки. А когда мы оцениваем точность своих догадок, срабатывают системы вознаграждения, и мы испытываем наслаждение.

Доклад был проиллюстрирован примерами и системой упражнений из личной практики преподавателя О.В.Медюляновой.