ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

24 марта на заседании фортепианного отдела был прочитан доклад преподавателя Инает Аблятифовны Музафаровой "Роль фортепианного ансамбля в музыкальном воспитании детей" 

Ансамблевое музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера коллективных занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения - залог интереса к музыкальному искусству. При этом каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от способностей в данный момент, что благоприятствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в классе. Совместное музицирование способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Ансамблевое музицирование является так же ступенью для хорошей музыкальной подготовки, активным средством музыкальной пропаганды. Полученные на уроках знания и умения должны помочь ученикам в их занятиях в классе специального фортепиано. В процессе музицирования ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы и народного творчества, что наряду с уроками музыкальной литературы, способствует формированию их музыкального кругозора.

Четырехручный дуэт - это единственный род ансамбля, когда два человека исполняют музыкальное произведение на одном инструменте. Особенности игры в четыре руки лучше выявляются при сравнении её с игрой пианистов на двух инструментах. Различия между этими ансамблями очень большие. Два инструмента дают исполнителям гораздо больше свободы, независимость в использовании регистров, педалей и т.д., в то время, как близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству, сопереживанию.

Различие в характере ансамблей отразилось и в музыке, созданной для них: произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, произведения четырехручного дуэта - к стилю камерной музыки.

Фортепианный дуэт как жанр сформировался в XIX столетии, и тому было немало объективных причин. Клавишные инструменты прошлых веков, такие как клавесин и клавикорд имели слишком маленькую клавиатуру, чтобы за ней легко могли разместиться два исполнителя. Их звук был неярким и не мог зависеть от количества играемых нот. Кроме того, изящный контрапунктический стиль произведений XVI - первой половины XVIII веков не нуждался больше чем в одном исполнителе.

Во второй половине XVIII века появилось молоточковое фортепиано с достаточно широким диапазоном, со способностью к постепенному увеличению или уменьшению звучности, с дополнительным резонатором педали. Этот инструмент скрывал в себе особые возможности при игре двух пианистов. Стремительно возросла полнота и сила его звучания, открылись неведомые тембровые краски, а новый гомофонный стиль музыки в этом нуждался.

Развитие молодого вида ансамбля (фортепианного дуэта) шло стремительными шагами. К началу XIX столетия он располагал обширным репертуаром и утвердился как самостоятельная форма музицирования, который был доступен многим любителям музыки. Открылось новое свойство фортепианного дуэта, сделавшего его еще более популярным: четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. На протяжении долгого времени четырехручные версии симфоний, камерных ансамблей, опер, балетов были нередко единственным источником ознакомления с ними. Это способствовало приобретению очень важной функции фортепианного дуэта: вокально-просветительской. Именно так знакомились в прошлом веке с произведениями Ф. И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Листа, Вагнера и Верди массы любителей и профессионалов.

В художественном творчестве XX века после первой мировой войны преобладают романтические тенденции. Написание произведений в жанре фортепианного дуэта почти не привлекало ведущих композиторов XX столетия. Домашние фонотеки вытеснили традиции камерного музицирования.

После второй мировой войны возрос интерес к искусству эпохи борокко. Возрождение музыки XVII-XVIII веков сопровождается возрождением инструментария того времени, исполнительских традиций и условий бытования. Появляется много камерных коллективов - оркестров, хоров, ансамблей. Так появились предпосылки для вырождения жанра - фортепианного дуэта.

Доклад был проиллюстрирован исполнением  фортепианных ансамблей дуэтом И.А.Музафарова и Е.Н.Ледовская. Доклад вызвал живое обсуждение преподавателями отдела.