ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

30 декабря на заседании отдела струнно-смычковых инструментов был заслушан доклад преподавателя Эмине Рашидовны Байрам-Али "Постановка скрипача"

«Как много ни подчеркивать значение первых практических шагов долгого процесса овладения скрипкой, нет опасности преувеличить его. К лучшему или худшему, но привычки, образованные в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащегося. Самое начало игры на скрипке, например, внешне простой способ держать инструмент еще до употребления в дело смычка, представляет собой широкое поле как для хороших, так и для дурных возможностей. Нет другого инструмента, полное овладение которым в позднейший период учения требовало бы такой осторожности и точности в начале, как того требует скрипка. И, так как способ держания инструмента надлежащим образом предшествует всему дальнейшему развитию ученика, эта фаза имеет право на особое рассмотрение» (Л. Ауэр. Моя школа игры на скрипке,).
Нельзя сказать, что получившие гражданственность термины «постановка» или «способ держания инструмента» вполне удовлетворительны. Возникшие давно, они отражают в себе устаревшие взгляды. Педагогика прошлого начинала процесс обучения игры на скрипке с установления неких внешних типовых форм держания инструмента и смычка, что и получило наименование «постановки». «Постановка» представляла собой, как правило, статическую форму держания инструмента. Руки «устанавливались» в 'определенном положении и в нем закреплялись. В данном случае определение «постановка», действительно, подходило к вырабатываемым формам держания инструмента, ибо отвечало им в статичности. Определенные положения, в которые «необходимо» было «поставить» и закрепить руки и корпус играющего, — вот на что направлялось внимание. В настоящее же время термин «постановка» очень мало может удовлетворить. Проследим, как изменялась постановка на различных этапах развития скрипичного искусства.
В первых скрипичных школах никаких описаний положения корпуса и ног играющего нет. Ясные данные на этот счет находим только в Школе Л. Шпора. Согласно его требованиям, учащийся должен стоять прямо; правая нога чуть выдвигается вперед и поворачивается в полуоборот от левой; весовой упор тела приходится на левую ногу.

Такая постановка корпуса и ног становится, так сказать, «классической» и общепринятой в скрипичных школах XIX века. С ней часто можно встретиться и в современных школах.
В советских методических трудах довольно подробное описание положения корпуса и ног играющего имеется у Б. Струве. «От удобного и рационального расположения играющего зависит наиболее естественное положение всего корпуса, т. е. той «отправной» базы, на которой развертывается весь сложный процесс двигательных функций в скрипичном исполнительстве». По мнению Струве, «весовой» упор корпуса должен приходиться на левую ногу. Правая несколько выдвинута вперед. «С механико-физиологической точки зрения [такая] форма положения ног должна считаться наиболее целесообразной, так как дает естественный упор корпуса на «размаховые» движения правой руки».
В формулировке Струве, на наш взгляд, заключается опасность в том, что очень прямолинейно рекомендуется упор только на левую ногу с перенесением на нее тяжести корпуса. Правда, на первый взгляд кажется действительно справедливым, что этим создается свобода для правой руки, однако на самом деле для достижения такой свободы вовсе нет необходимости удерживать корпус только на левой ноге, что не может считаться естественным, как и всякое закрепление в одном положении. Когда возникает необходимость перемещения упора на левую ногу для облегчения каких-либо движений, совершаемых правой рукой, это всегда можно сделать и без специально выработанной постановки такого рода. Более рациональным нужно считать выдвинутое Струве несколько раньше положение, согласно которому учащийся становится на обе ноги; ноги слегка раздвинуты, и на них равномерно распределяется вес корпуса. Во время игры корпус получает возможность перемещаться своей тяжестью то на одну, то на другую ногу посредством легких, чуть заметных движений. Они обеспечивают освобождение нижней части корпуса от ненужных напряжений и от застывания в одном каком-то положении. Конечно, нельзя допускать преувеличенных движений, непрерывного раскачивания или хождения с места на место.

Доклад вызвал живое обсуждение и был высоко оценен преподавателями отдела