ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

9-21 сентября на отделении хореографии состоялись мастер-классы Марины Арифовны Абдуллаевой. 

В 1972 году Марина Абдуллаева с отличием окончила Бакинское хореографическое училище. За год до окончания учёбы ,её зачисляют в труппу Бакинского театра оперы и балета имени М.Ф. Ахундова. Наряду с артистами она танцует больших лебедей в «Лебедином озере», Фею Осени в «Золушке». Мерседес и Фанданго в «Дон-Кихоте», а также- весь репертуар кордебалета. На выпускном спектакле Марина исполняет партию Одетты в «Лебедином озере», Прекраснейщую в балете Кара-Караева «Семь красавиц»,сольный испанский танец с десятью кавалерами.

Пресса предрекает ей большое будущее на национальной сцене. Но её мечта всегда была танцевать в Ленинграде. В руки попадает книга со статьями о работе и планах О.Виноградова, Г.Замуэля, Н.Долгушина. Она сыграла большую роль в дальнейшей судьбе Марины. В 1975 году на конкурсной основе Марина Абдуллаева принимается в труппу Малого театра оперы и балета под руководством О.М.Виноградова. Её репертуар становится на редкость разнообразным : от образа Ярославны в одноимённом балете Б.Тищенко до вариации одной из Сильфид, от испанского танца в «Лебедином озере» до партии подруги вожака в спектакле «Барышня и Хулиган» на музыку Д.Шостаковича.

В Малом театре оперы и балета она начинает работать с хореографом Леонидом Лебедевым, который раскрыл ее как современную танцовщицу. Интересная была ведущая роль Девушки в балете Л.Лебедева «Перекрёсток» на музыку Брубека в творческом вечере Н.А.Долгушина, «Танго-Блюз-Танго» с Г.Бабаниным на музыку А. Кнайфеля и участие в маленьких балетах дипломной работы Л.Лебедева, а также единственная женская роль в балете «Педагогическая поэма» на музыку В.Лебедева.

В 1977 году Марина приглашается в Кировский( Мариинский) театр оперы и балета, где, одновременно, с работой в классическом и характерном кордебалете исполняет весь сольный характерный репертуар.

Испанский, мазурку, венгерский в «Лебедином озере», панадерос, сарацинский, венгерский в «Раймонде»; Мерседес, цыганский, фанданго в «Дон-Кихоте»;краковяк ,2-я жена Гирея в «Бахчисарайском фонтане»; индусский в «Баядерке»,Огненная ведьма в «Шурале», цыганский в «Каменном цветке»; палестинский, алжирский, форбан в «Корсаре»,лезгинка в опере «Руслан и Людмила», половчанка в опере «Князь Игорь»,краковяк в опере «Иван Сусанин» и многие другие.

Обладая незаурядным актёрским мастерством, она с большим успехом создаёт игровые роли: кормилицу в «Ромео и Джульетте», маму в «Жизели», фею Корабос в «Спящей красавице», колдунью Медж в «Сильфиде». Ей подвластны как трагедийные, так и комические роли, к примеру - мачеха в «Золушке» в постановке О.М.Виноградова.

1995 год – завершена учёба на педагогическом отделении Академии русского балета имени А.Я.Вагановой. Начинается преподавательская деятельность. Свой талант и мастерство Марина Арифовна передаёт воспитанникам Академии, даря каждому частичку своей души и раскрывая в каждом личность актёра. В дальнейшем Марина становится педагогом Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, где работала до 2008 года на кафедре режиссура балета, преподавая характерное наследие- это репертуар Мариинского театра, и на кафедре актерского мастерства и сценического движения с дисциплиной «Танец для вокалистов»

В 2001 году Марина Арифовна разработала методическую программу преподавания дисциплины «Танец для вокалистов», которая осуществлялась в учебном процессе на всех курсах до 2008 года. С этой темой Марина участвовала в конференции РАТИ в Москве.

Как педагог исторического танца Марина Арифовна преподавала в Академии танцевальных и музыкальных искусств г. Пловдив в Болгарии.

Преподавание органически сочетается с концертной деятельностью, в которой красной нитью проходят номера и постановки балетмейстера, заслуженного деятеля Белоруссии, заслуженного артиста России А.Л.Андреева. Многолетнее сотрудничество с А.Л.Андреевым и Н.М. Стуколкиной наложило отпечаток на исполнительскую и педагогическую деятельность Марины. С Н.М.Стуколкиной Марина встретилась в Мариинском театре в 1989 году, работая над концертным номером «Малагуэнья» на музыку Э. Локуоне и индусским танцем в «Баядерке».

Марина Абдуллаева пропагандировала педагогическое наследие Н.М.Стуколкиной в постоянной работе со студентами консерватории. Она подготовила и провела два показательных урока памяти Н.М.Стуколкиной в тесном сотрудничестве с А.Л.Андреевым и при участии артистов Мариинского и Малого театров, студентов кафедры хореографии Консерватории. А.Л.Андреев по записям и памяти восстановил более 20 этюдов на середине зала и упражнения у палки по книге Н.М.Стуколкиной «Четыре экзерсиса». Нина Михайловна научила Марину раскладке движений, скурпулёзному отношению к подготовке роли, ярким позировкам, большой работе корпуса, четким движениям рук, музыкальности.

Особую роль в творческой жизни Марины занимало сотрудничество с Юсуповским дворцом. Благодаря чуткому и внимательному отношению к актрисе со стороны администрации Юсуповского дворца с 1995 года во дворце проходили Петербургские вечера с участием Марины. Многие её танцы исполнялись в постановке балетмейстера А. Л. Андреева, а также – в её собственной постановке. Успеху концертов способствовала и особая атмосфера, создаваемая интерьерами Юсуповского дворца.

В честь 100-летия Н.М.Стуколкиной и 85-летия А.Л.Андреева, с благодарностью и любовью к своим учителям Марина организовала и была художественным руководителем ряда концертов на сценах Юсуповского дворца и Эрмитажного театра с участием артистов балета Мариинского и Михайловского театров, студентов кафедры хореографии, вокалистов Консерватории и учащихся Академии Русского балета.

Во всех концертах Марина оставалась исполнительницей танцев в постановке Н.М.Стуколкиной и А.Л.Андреева.

В Москве, при Театральном музее им. Бахрушина, Марина участвовала в тематическом вечере, посвященном Н.М.Стуколкиной и А.Л.Андрееву, с докладом и видеоматериалами.

Она - автор статьи «Уроки Нины Михайловны» в спецвыпуске №124 журнала «Балет»; а также – статьи «Дуэт» о творческом пути Н.М. Стуколкиной и А.Л.Андреева в газете Мариинского театра.

Марина помнит, чтит и хочет отдать дань уважения и благодарности всем своим педагогам, которые в неё вложили свои знания и опыт, научили чувствовать и понимать роль, гармонию образа и красоту линий.

Среди этих учителей:

г. Баку – З.К. Абасова, А.Акопов, Л. Векилова, Г.Алмасзаде.

В Малом театре оперы и балета - Р.С .Шевченко.

В Мариинском театре оперы и балета – Т.В. Балтачеев, И.Н.Утрецкая, А.Б. Шавров, Г.П. Кекишева, О.Н.Моисеева

Балетмейстеры: Л.Лебедев и О.М.Виноградов, под руководством которого прошла вся её творческая жизнь в театрах.

В Академии русского балета им. А.Я, Вагановой: Г.П.Конищев, Л.Е.Гончарова, З.С.Петровская, Н.С. Янанис, Н.М.Дудинская

СПб Консерватория: Н.А. Долгушин.

Н.М.Стуколкина и А.Л.Андреев стали близкими, родными и дорогими для Марины, их номера продолжают жить в её исполнении и сегодня. Неоценимый педагогический опыт и замечательные постановки стали итогом мастер-классов Марины Арифовна Абдуллаевой в Евпаторийской детской школе искусств.