ЕВПАТОРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Третий день осенних методических чтений  Евпаторийского методического объединения был посвящён докладам и открытым урокам преподавателей духовых и ударных инструментов.

Открытый урок «Воспитание чувства ритма у начинающих» в классе преподавателя Юлия Сергеевича Коняхина продемонстрировал различные формы работы с ритмическими рисунками. Учащиеся первого класса с удовольствием выполняли предлагаемые задания и демонстрировали сформированный навык чтения ритма.

Методический доклад преподавателя Марины Анатольевны Сависько «Эмоции в музыкальной деятельности» вывел слушателей на не традиционное для духовиков и ударников поле психологии и музыковедения. Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию, восходящую к учению об этосе и об аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков - Аристотеля, Платона, пифагорийцев - музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

Методический доклад преподавателя Вероники Викторовны Пономарёвой «Методика проведения занятий с блокфлейтистами» был обращен к проблемам методики преподавания. Индивидуальная форма занятий при обучении игре на духовых инструментах укоренилось давно и имеет глубокие традиции. То, что эта форма занятий является единственно правильной, проверенно опытом многолетней педагогической практики. Однако, индивидуальный метод обучения складывался и отрабатывался во всех деталях применительно к взрослым ученикам. В данном случае, мы имеем дело с обучением на духовых инструментах детей 7-8летнего возраста, и здесь должны учитываться особенности ещё не окрепшего организма.

Поэтому переносить механически эту методику на обучения блокфлейтистов неверно. Она должна быть изменена. Применительно к обучению на блокфлейте, было бы целесообразным ввести в педагогическую практику смешанную форму обучения, при которой сочетались бы принципы индивидуальной и групповой форм обучения. Эта форма обучения имеет преимущество перед индивидуальной тем, что она способствует в более короткие сроки эффективнее освоить навыки игры на блокфлейте и прививает интерес к занятиям.

Методический доклад преподавателя Вячеслава Ростиславовича Носкова «Развитие исполнительской техники музыканта духовика» был посвящённом вопросам формирования исполнительского аппарата юных музыкантов духовиков. Исполнительский процесс музыканта-духовика складывается из исполнительских и выразительных средств, которые имеют между собой четкую связь через исполнительские технические приемы и способы игры. В процессе освоения инструмента приобретаются, развиваются, совершенствуются умения и навыки владения выразительными средствами. Качество выразительного средства находится в прямой зависимости от степени владения тем или иным техническим приемом. В свою очередь звуковые эталоны выразительных средств музыки (звук, атака, штрихи, агогика, артикуляция, фразировка и др.) через обратную связь оказывают влияние на исполнительские средства, следовательно, и на качество владения техническими приемами. Добиться высокого уровня исполнительского мастерства музыкант может только, овладев всей суммой технических приемов и способов игры на своем инструменте во взаимосвязи с представляемым качеством звучания и с музыкально-художественными намерениями.